Судебная практика по банкротству

КС РФ признал повышение госпошлин конституционным

Положения п.1 ст.333.19, п.1 ст.333.21 НК РФ, а также п.45,47 ст.2 ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах» были проверены Конституционным Судом по запросу группы депутатов Госдумы. Подробно о его содержании рассказывали здесь.
Постановлением №16-П/2025 от 10.04.2025 КС РФ признал соответствующими Конституции РФ изменения, касающиеся повышения государственных пошлин при обращении в суды.
В частности, КС РФ отметил следующее:

● Необходимость уплаты госпошлины при обращении в суд не может быть признана умалением права на справедливое судебное разбирательство;

● Размеры госпошлины за обращение в суд не подвергались изменениям в течение пятнадцати лет, что само по себе создавало предпосылки к тому, чтобы учесть объективно изменившиеся социальные, экономические и иные условия и сообразно им скорректировать размеры такой пошлины;

● В целях исключения отказа в доступе граждан к правосудию законодателем предусмотрены значительные гарантии, позволяющие обеспечить учет социального и имущественного положения отдельных категорий лиц;

● Действующий НК РФ не содержит перечня обстоятельств, свидетельствующих об имущественном положении гражданина, предполагающем невозможность или существенную затруднительность для него произвести уплату государственной пошлины в полном или частичном размере при обращении в суд, что обеспечивает достаточную степень свободы усмотрения суда при принятии решения относительно реализации права на судебную защиту в каждом конкретном случае.
О необходимости предоставления льготы по уплате государственной пошлины при обращении в суд свидетельствуют:

● доход на уровне или ниже уровня прожиточного минимума;

● наличие у гражданина на иждивении лиц, которым он должен обеспечить объем содержания не ниже прожиточного минимума.

При этом в случае наличия у плательщика дохода выше прожиточного минимума уплата госпошлины не должна приводить к его снижению до уровня ниже названной величины.

В то же время не предполагается при рассмотрении ходатайств граждан об освобождении от уплаты государственной пошлины, снижении ее размера, предоставлении отсрочки (рассрочки) ее уплаты и придание судами избыточного значения сведениям о наличии у гражданина – доход которого с учетом необходимости уплатить государственную пошлину будет ниже величины прожиточного минимума – иного имущества.
Кроме того, госпошлина при обращении в суд не является фискальным платежом, который безвозвратно утрачивается уплатившим его гражданином. Процессуальное законодательство прямо предусматривает возможность отнесения судебных расходов, в том числе государственной пошлины, на сторону, не в пользу которой принят судебный акт, чем достигается обеспечение сбалансированности прав и обязанностей граждан.
Конституционный суд Российской Федерации