ВС РФ в обзоре судебной практики №1 (2024) признал, что при подаче в деле о банкротстве заявлений и иных требований, связанных с разрешением самостоятельного материально-правового спора, необходимо оплачивать госпошлину.
В частности:
● по требованиям о привлечении к субсидиарной ответственности, о возмещении КДЛ или АУ убытков, об истребовании имущества, о включении в РТК или по возражениям относительно рассмотрения АУ требования кредитора,
● пошлина оплачивается исходя из того, что такие заявления носят имущественный характер, подлежащий оценке (от 2 000 до 200 000 руб.);
● об оспаривании торгов, сделок, решений собрания (комитета) кредиторов,
● в размере, предусмотренном для заявлений о признании сделок недействительными (6 000 руб.);
● по спорам о разрешении разногласий, о признании незаконными действий АУ (по каждому эпизоду), об отстранении АУ, по заявлениям о намерении и т.п.,
● исходя из размера пошлины, предусмотренной для заявлений неимущественного характера (6 000 руб.);
● при подаче апелляционных и кассационных жалоб - 50% размера пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;
●при подаче надзорных жалоб - в размере государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Пошлина уплате не подлежит при рассмотрении процессуальных ходатайств и заявлений, связанных с движением дела о банкротстве (о продлении процедуры, об утверждении/освобождении АУ, об утверждении вознаграждения АУ).
При рассмотрении споров, инициируемых гражданином-должником, а также по иным социально значимым категориям споров (например, связанным с защитой прав работников должника, прав участников долевого строительства при банкротстве застройщиков или прав вкладчиков кредитных организаций) судам следует учитывать положения п.2 ст.333.22 НК РФ, предполагающие право суда по ходатайству освободить заявителя от уплаты государственной пошлины, исходя из имущественного положения плательщика.
При разрешении вопросов об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины по требованиям, предъявляемым АУ в интересах кредиторов, судам следует принимать во внимание:
● необходимость выполнения АУ возложенных на них обязанностей в пределах сроков процедур банкротства;
● имущественное состояние конкурсной массы на день предъявления требования;
● наличие у АУ фактической возможности осуществить уплату государственной пошлины.
В частности:
● по требованиям о привлечении к субсидиарной ответственности, о возмещении КДЛ или АУ убытков, об истребовании имущества, о включении в РТК или по возражениям относительно рассмотрения АУ требования кредитора,
● пошлина оплачивается исходя из того, что такие заявления носят имущественный характер, подлежащий оценке (от 2 000 до 200 000 руб.);
● об оспаривании торгов, сделок, решений собрания (комитета) кредиторов,
● в размере, предусмотренном для заявлений о признании сделок недействительными (6 000 руб.);
● по спорам о разрешении разногласий, о признании незаконными действий АУ (по каждому эпизоду), об отстранении АУ, по заявлениям о намерении и т.п.,
● исходя из размера пошлины, предусмотренной для заявлений неимущественного характера (6 000 руб.);
● при подаче апелляционных и кассационных жалоб - 50% размера пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;
●при подаче надзорных жалоб - в размере государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Пошлина уплате не подлежит при рассмотрении процессуальных ходатайств и заявлений, связанных с движением дела о банкротстве (о продлении процедуры, об утверждении/освобождении АУ, об утверждении вознаграждения АУ).
При рассмотрении споров, инициируемых гражданином-должником, а также по иным социально значимым категориям споров (например, связанным с защитой прав работников должника, прав участников долевого строительства при банкротстве застройщиков или прав вкладчиков кредитных организаций) судам следует учитывать положения п.2 ст.333.22 НК РФ, предполагающие право суда по ходатайству освободить заявителя от уплаты государственной пошлины, исходя из имущественного положения плательщика.
При разрешении вопросов об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины по требованиям, предъявляемым АУ в интересах кредиторов, судам следует принимать во внимание:
● необходимость выполнения АУ возложенных на них обязанностей в пределах сроков процедур банкротства;
● имущественное состояние конкурсной массы на день предъявления требования;
● наличие у АУ фактической возможности осуществить уплату государственной пошлины.